Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 55"

Понедельник, 24.07.2017, 05:37

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » консультации » говорим правильно

Как научить детей звуковому анализу?
15.01.2017, 10:17
Как научить детей звуковому анализу?

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. В возрасте от 5 до 6 лет ребёнок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, но и полным звуковым анализом.
При недоразвитии фонематического слуха, ребенок воспринимает слово гло¬бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает фо¬нетическую сторону, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол¬ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове, можно помочь своему ребёнку сделать первые шаги в осознании звуковой культуры слов и подготовить его к обучению грамоте.


Примерные игровые задания

1. Игра «Поймай звук».
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [у]:.
- на уровне звука: У, О, А, У, У, А, И, О…
- на уровне слога: КА, КУ, ПУ, СА, СУ…
- на уровне слова: ЛУК, ЛАК, СУП, КОТ, СТУЛ…

2. Игра «Эхо».
- Послушай и повтори точно так же, как я:
ба-ба-па, ва-фа-фа, да-та-да, на-на-ма …

3. Игра «Сигнальщики».
Подними синий кружок, если услышишь звук [п]:
- на уровне звука: П, Р, К, Т, П, Х, П, П, М…
- на уровне слога: КУ, ПА, ТУ, ПУ, ХА, МУ…
- на уровне слова: ЛУК, СУП, ПУХ, КОТ, ПОТ…

4. Игра «Назови первый звук в слове».
- на уровне гласного звука: УУУСЫ, АВТОБУС, ОСЫ…
- на уровне согласного звука: МММАК, ХАТА, СОК …

5. Игра «Отхлопай слово». (Деление слов на слоги.)
СА-ПО-ГИ, СА-НИ, СОК, СА-ПО-ГИ, СА-СО-КА,
СА-ЛО, КО-СЫ, СУП …

6. Игра «Определение места звука в слове».
Где слышится звук [а] в слове МАК? (АРБУЗ, КУКЛА…). Чтобы ребёнок услышал заданный звук, нужно его выделить голосом и произнести более длительно, чем остальные звуки!

7. Игра «Собери слово».
Приготовь ладошки, чтобы ловить звуки. Лови звуки: Д, О, М. Сложи из них слово. Какое слово получилось? Ребёнок должен догадаться и назвать слово ДОМ. Аналогично с другими словами из 3-5 звуков.

8. Игра «Разбросай слово».
Взрослый называет слово КОТ (МАК, ДОМ, СУП и т.д.). А ребёнок показывает последовательно три пальца и называет соответствующие звуки: К, О, Т.

9. Игра «Цепочка слов».
Какой последний звук в слове КОТ? Назови слово на звук [т]… Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.


Этапы работы по формированию навыков звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ.
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трёх цветов: красные обозначают гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные - мягкие согласные), в речевом плане и по представлению.
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребёнок не умеет произносить или произносит неправильно, и чтобы написание слова не расходилось с его произнесением.
Дети, посещающие старшие группы МБДОУ № 55, занимаются по рабочим тетрадям «Звучащее слово», в которых все задания даны в строгой последовательности. Уважаемые родители, если вы будете точно следовать инструкциям, выполняя задания по рабочей тетради, то Ваши дети быстро смогут научиться анализировать звуковой состав слов!


Уважаемые родители, помните:[/colo
[color=blue]1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Желаем успеха!
Категория: говорим правильно | Добавил: taneta
Просмотров: 81 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Для вас, родители

Общение

Уголок методиста

Поиск по сайту

Статистика