Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.11.2017, 19:23

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 55"

Меню сайта
Для вас,родители
Это интересно
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » консультации » говорим правильно

Что делать, если ребёнок не говорит"
[ Скачать с сервера (2.05Mb) ] 26.11.2014, 01:22
Консультация для родителей
Что делать, если ваш ребенок не говорит

Как формируется речь?
Как известно, в раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает основными закономерностями языка. В норме к 4 годам ребенок имеет довольно большой словарь, умеет строить основные виды предложений, может пересказать содержание простой сказки и рассказать о том, что он делал.

Признаки благополучного развития речи у ребенка
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается с близкими людьми и стесняется разговаривать с незнакомыми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
• Ребенок развивается с задержкой.
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
• У ребенка есть неврологические заболевания.
• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок)
• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.
• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного
развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!

Почему у ребенка речь формируется с задержкой?

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку формирования речи.
а) педагогические ошибки,
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В первом случае при своевременно начатой работе и изменении условий воспитания речь детей быстро начинает развиваться.
Если же у ребенка отмечается недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания, то требуется не только изменение условий воспитания, но и помощь специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Если родители ребёнка с задержкой речевого развития постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то у него может появиться речевой негативизм. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос.

Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!

Занятия надо начинать как можно раньше

К сожалению, многие родители и педагоги не используют возможности оказания ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются.
Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Как помочь ребенку?

Помочь ребенку в речевом развитии могут его родители, близкие и воспитатели детского сада.

Основными задачами коррекционной работы с ребенком являются:

• развитие мотивационной основы речевой деятельности,
• формирование способностей к имитации (повторению).

Прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.
Попробуйте сделать следующее.
Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной.
Например, с сыном можно поиграть в машинки. Вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту».
Пытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные звуки. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машина, как она гудит?» и пр.

После этого можно переходить к формированию навыка эхолалии — отраженной речи. Для этого взрослый должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной игры.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!

Взрослый отбирает для имитации 5-6 простых слов. Например, мы отобрали следующие слова: шуба, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка.

Взрослый во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Слова произносятся медленно, утрированно.
Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.
Взрослый: Что мы достали? — Шубу
Что это такое? — Шуба
Что сейчас мы надели? — Шубу.
Потом стали надевать на ребенка шапку.
Что мы достали? — Шапку.
Что это такое? — Шапка.
Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.

Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог — после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5 сек.) Например:
Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес? ...
Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...
Что это?.. Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:
Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы, та-рел-ка.
Еще раз та-рел-ка.
Давай вместе та-рел-ка. Молодец!
Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только вни-мательно смотрел на ваши губы.
Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся действия с данными предметами.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.

Не бойтесь перехвалить ребенка.
Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его.

Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки должны поощряться.
Взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество речи самостоятельно.
Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.)
Ребенок. Ика.
Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.
Второе важное условие — ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь.
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция ребёнка.

Требования ужесточаются постепенно, незаметно для воспитанника. Одновременно ребенку даются упражнения для развития артикуляционной моторики. Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой, вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребенок у зеркала — хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастику мы — клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок — поцокали язычком, поиграли в слона — вытянули губы вперед, как хобот, поиграли в тигра — показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.
Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию до 10 слов. Работа ведется аналогично.

Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая специальные ситуации.
Какие это ситуации?
• Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь.
Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать — тарелку или ложку?» При этом используем только те слова, которые уже освоены ребенком.

• Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка строится в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести игрушку или предмет, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. Чтобы ребенок был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь помогает ребенку: «Что ты хочешь взять? Машину или мишку? Как надо попросить? — Дай машину». В качестве поощрения ребенок получает искомое.

• Третий вид коммуникативных ситуаций — опосредованное общение с игрушкой или с животными. Например, в процессе игры «Дочки матери» взрослый побуждает ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку, Дай, Катя, чашку», «Уложи мишку в кровать, Споем ему песенку Баю бай, мишка, баю-бай», «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая». Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.

В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняют, а также их качествами. В частности, глагольный словарь включает названия основных бытовых действий (есть, пить, гулять, рисовать, смотреть, слушать, принести, унести, поставить, положить, сидеть, стоять, лежать и т.д.). Кроме того, пассивный и активный словарь обогащается за счет прилагательных, обозначающих размер (большой, маленький), цвет (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), форму (круглый, квадратный) предметов.

Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией. Например: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью.

В этот период начинаем формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций с предлогами «в», «на», «под».

Ребенку даются задания «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стул», «Положи мяч в ящик», «Положи мяч на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.

Чтобы малышу эта игра была интересна, к работе привлекаются различные игрушки. Взрослый дает поручения игрушке: «Миша, убери мячик в коробку», «Миша, спрячь книжку в ящик». Ребенок выполняет задания «мишкиными лапами», действует от его имени.
Другой прием - это вариант игры в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого — она «неруководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом «Мишка, посмотри под столом — Нет под столом. Миша, посмотри на полке — Нет на полке и т. д. При этом действия выполняет ребенок. Подобные игры доставляют детям массу удовольствия. Они позволяют им почувствовать свое превосходство над взрослыми.
Постепенно инструкции усложняются, наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например, «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку» и т. п.
По мере появления лепетной речи взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какой кубик ты принес?» и т. п. Таким образом, активизируется изученная ранее лексика.,

На этом этапе формирования речи не проводится специальной работы по исправлению недостатков звукопроизношения и слоговой структуры. Основная задача родителя или педагога — научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Взрослый должен категорически избегать оценок и указаний типа «Неправильно!» «Скажи еще раз», «Повтори», «Следи за собой» и т. д.

Взрослый создает такую ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется только через общение.
Например, ребенок подходит к шкафу и просит жестами или голосом дать ему машинку.

Взрослый. Что тебе дать? Машину?
Ребенок. Тр-р-рр.
Взрослый. Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на (Ребенок внимательно смотрит на губы взрослого.) Ма-ши-на.
Ребенок. Атиа.
Взрослый. Молодец! (Берет в руки игрушку.) Послушай еще раз, как я скажу Ма-ши-на. Губы сжали помычали м-м-м.
Ребенок. М-м-м.
Взрослый. Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее.) М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.
Ребенок. Мматиа.
Взрослый. Умница. Вот тебе машина. Возьми ее (Игрушку отдают ребенку.) Это ма-ши-на. И т. д.

Очень полезными является чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Отбираются простейшие сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т. д. Каждая их этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок.
Например, взрослый читает или рассказывает сказку «Репка», ребенок рассматривает картинки в книге.
Взрослый. Посадил дед репку. Посмотри, кто это? (Показывает на деда.) Это дед. Дед. Кто это?
Ребенок. Де.
Взрослый. Это дед. Правильно. Покажите где у деда глаза?
Ребенок показывает.
Взрослый. Что это?
Ребенок. Азя
Взрослый. Хорошо. Посмотрите, как я скажу. Гла-за.
Ребенок. Газя.
Взрослый. Какой молодец! Глаза. А где у дедушки нос? И т.д.

Поскольку сказка читается многократно, каждый раз можно акцентировать внимание на различных деталях. Один раз на частях тела, другой — на одежде персонажей, в третий — на возрасте и размерах.
После того, как сказка будет прочитана несколько раз, и дети научатся уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рас-сказыванию. Рассказывая сказку, взрослый не называет некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картинки.
Взрослый. Сейчас ты мне поможешь рассказать сказку. Я начну, а ты продолжишь рассказывать. Внимательно смотри на картинку. Посадил... (Показывает на деда.)
Ребенок. Дед.
Взрослый. Правильно. (Показывает на репку.)
Ребенок. Епку.
Взрослый. Молодец! Посадил дед репку. Смотри следующую картинку. Выросла репка… (Показывает на картинку и делает жест рук-ми, имитируя размеры репы.)
Ребенок. Басая.
Взрослый. Умница! Большая-пребольшая. И т.д.
Через некоторое время ребенок начинает повторять целые фразы из этих сказок, хотя пока эти фразы грамматически неоформлены и носят заученный характер.
Появление фраз позволяет переходить к формированию навыка овладения некоторыми бытовыми конструкциями «Дай что-либо», «На что либо», «Хочу, что-либо сделать» и т. п. а также средствами выражения приветствия, прощения, благодарности «Привет», «Пока, пока», «Спасибо», сопровождающимися жестами.
Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.
Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2-3 месяцев. Если улучшения не отмечается, срочно запишитесь на прием к невропатологу или логопеду.

Литература:
О.Е. Грибова "Что делать, если ваш ребенок не говорит?" Москва Айрис-ПРЕСС 2004 г.
Категория: говорим правильно | Добавил: taneta
Просмотров: 491 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Приемная
Уголок методиста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

  • mbdou55-chita © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz